Выход голландского пивоваренного гиганта Heineken, представителя брендов, таких как Amstel, Zlaty Bazant, «Охота» и «Степан Разин», из России не повлияет на возможность насладиться пенным напитком или ситуацию с занятостью на заводах компании. Об этом информировал глава Центра исследований федерального и региональных алкогольных рынков (ЦИФРРА), Вадим Дробиз. Он прокомментировал пять основных вопросов о последствиях ухода одного из глобальных лидеров пивоваренного рынка из страны.
1. Были ли у Heineken объективные основания для выхода из России?
— Западные пивоваренные компании, которые пришли в Россию двадцать лет назад, столкнулись с непростой ситуацией. В конце 90-х в стране потребление пива составляло всего 15 литров на человека в год. Когда крупные международные производители пива появились на российском рынке, они быстро заняли 92% рынка и к 2007 году увеличили потребление пива до 81 литра на человека, что в пять с половиной раз больше, что является уникальным достижением. Затем возник пивной демографический кризис в России, и подрастающее поколение 90-х было малочисленным. Потребители стали редкостью, и к 2020 году объем выпуска пива у зарубежных производителей упал на треть, а рыночная доля уменьшилась до 65%. В 2021 году пик кризиса позади, но произошла СВО… Такова динамика.
2. Какие изменения ждут потребителей? Уменьшится ли выбор пива?
— По количеству и качеству пива мы ничего не потеряем. Возможно, со временем исчезнут привычные марки, которые принадлежали Heineken. Но изменения в наименовании не приведут к глобальным измеменениям.
3. Что будет с работниками заводов Heineken, перешедших под управление нового собственника?
— Квалифицированных специалистов не уволят. Заводы приобрела компания «Арнест», ранее занимавшаяся производством пивных банок. Как начинающий игрок на алкогольном рынке, она имеет все возможности для успеха. Ни одна компания не стремится к банкротству без крайней необходимости. Поэтому я предполагаю, что заводы продолжат работать и люди сохранят свою работу и зарплату.
4. Это не первый случай перехода российской пивоваренной компании от западного владельца к русскому. Что мы узнали из предыдущих опытов?
— «Балтика», принадлежащая Carlsberg, продолжает функционировать под контролем Росимущества. Сейчас предлагается вернуть компанию под управление ее бывшего руководства. Датчане планировали подать иск и требовать компенсацию. Не думаю, что им это удастся. Heineken продал свои заводы всего за 1 евро, но вместе с ними передал новому владельцу долг в 100 млн евро перед западными партнерами. Посмотрим, кто и как будет выплачивать эти деньги.
5. Как эта сделка повлияет на всю российскую пивоваренную отрасль?
— Нам не нужны монополии, я бы распределить заводы между различными владельцами и дал им шанс развиваться по-своему. С другой стороны, в кризисе выживают не самые сильные, но самые отчаянные, которые потом правят свой успех красивыми фразами. Посмотрим, кто выйдет из пивного демографического кризиса победителем. Но его исход — это скорее философский вопрос. В любом случае, главное: в России останутся вкусные сорта пива на любой карман.